Григорий Бакланов

  • Подписчики: 18 подписчиков
  • ID: 37540481
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club37540481

Описание

Бакла́нов Григорий Яковлевич (р. 1923), русский писатель. В повестях «Южнее главного удара» (1957), «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961), романы «Июль 41 года» (1965), «Навеки — девятнадцатилетние» (1979; Государственная премия СССР, 1982) — правдивое изображение ужасов войны и судеб её рядовых участников (так называемая окопная правда). Нравственно-этическая проблематика в романах «Друзья» (1975), «Свой человек» (1990), «И тогда приходят мародёры» (1995), повести «Меньший среди братьев» (1981). Рассказы, очерки. Пьеса «Пристегните ремни» (постановка 1975—78). Главный редактор журнала «Знамя» (в 1986—93). Государственная премия Российской Федерации (1997). * * * БАКЛА́НОВ Григорий Яковлевич (наст. фам. Фридман) (р. 11 сентября 1923, Воронеж), русский писатель, один из наиболее известных прозаиков фронтового поколения, представителей так называемой военной («лейтенантской») прозы, в чьих произведениях утверждалась правда о Великой Отечественной войне. Из интеллигентной семьи, рано осиротел. Сдав экзамены за среднюю школу, осенью 1941 ушел добровольцем на фронт. Служил рядовым в гаубичном полку, затем после окончания артиллерийского училища командовал взводом управления артиллерийской батареи, был тяжело ранен. После войны окончил Литературный институт им. М. Горького (см. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ). Печататься начал в 1950, первые рассказы и очерки были посвящены послевоенной колхозной деревне. В основе первой повести «В Снегирях» (1954) — впечатления от многочисленных поездок по стране. В повести «Южнее главного удара» (1957) Бакланов впервые обращается к фронтовой юности, следуя, как и во всем последующем творчестве, традициям толстовского реализма — психологического и исторического. В ней и особенно в повести «Пядь земли» (1959) война предстает такой, какой была для воевавших на переднем крае с суровыми фронтовыми буднями. Став событием литературной жизни, «Пядь земли» подверглась нападкам официозной критики и вызвала острую дискуссию о «лейтенантской литературе», «окопной правде», «дегероизации», «ремаркизме», «абстрактном гуманизме». Художественное исследование нравственных конфликтов и драматизм действия, присущий прозе Бакланова, ярко проявились в одной из лучших повестей «Мертвые сраму не имут» (1961), где рассказывается о человеке, который, спасая свою жизнь, предает товарищей, подставив их под губительный огонь. В романе «Июль 41 года» (1964), осмысливая причины тяжелых поражений в начале войны, Бакланов видит их в массовых репрессиях, атмосфере страха и подозрительности, царившей в довоенные годы. Непомерно высокая цена, которая была заплачена за победу, — лейтмотив повести «Навеки — девятнадцатилетние» (1979; Государственная премия СССР, 1982), ставшей реквиемом по скошенному войной молодому поколению. В произведениях, посвященных уже мирному времени, в центре внимания Бакланова нравственные проблемы и коллизии, также связанные прежде всего с бывшими фронтовиками, чья судьба оказалась исковерканной растлевающими условиями тоталитарной системы. Казенное бездушие сломало жизнь героя повести «Карпухин» (1965), в романе «Друзья» (1975) проверяемые на подлинность духовная независимость, талант и жизненный успех героев также оказываются подверженными коррозии. Духовный кризис переживает герой повести «Меньший среди братьев» (1981), сознавая, что живет не вровень со своей фронтовой юностью. В повести «Свой человек» (1990) и романе «...И тогда приходят мародеры» (1995) Бакланов продолжает исследовать духовное состояние общества, вызванное уже новыми социальными и нравственными процессами. Бакланову принадлежат две книги зарубежных очерков: «Темп вечной погони» (1971) и «Канада» (1976), он часто выступает как эссеист и автор воспоминаний, написанных в художественно-документальном жанре.