Описание
Группа о поэзии XX века посвящена памяти выдающегося критика, литературоведа и писателя Владимира Фёдоровича Огнева (1923–2017), 100-летие со дня рождения которого отмечается в этом году.
"Владимир Огнев — новый тип критика", — написал когда-то В. Шкловский. "Это побольше, чем критика и куда "литературнее", нежели "теория" поэзии или литературы", — уточнял К. Федин. "Для него, я заметил, не существует иных авторитетов, кроме истины. И он отстаивает её, не сторонясь конфликтов, не боясь навлечь на себя гнев", — дополнял портрет Огнева Р. Гамзатов.
Владимир Огнев — выдающийся критик и литературовед, разрабатывавший в литературе жанр художественно-критического дневника (книги "Свидетельства", "Годовые кольца" и др.), исследователь русского стиха, автор ряда работ по теории перевода и истории русской поэзии XX века, крупнейший специалист по многонациональной советской литературе. Автор двух повестей, книги воспоминаний. Составитель ряда взыскательных антологий.
А. Блок, В. Маяковский, Н. Тихонов, И. Сельвинский, А. Твардовский, Б. Слуцкий — вот далеко не полный список поэтов, со стихами которых в течение многих лет взаимодействовал критик, как бы постоянно держа руку на пульсе их поэзии. Со многими из них он был близко знаком — что нашло отражение в дневниках и воспоминаниях, всего полней — в книге "Фигуры уходящей эпохи" (2008). Огнев — один из немногих свободных от какой бы то ни было тенденциозности критиков-маяков — способных и сегодня светить тому, кто пустится в плавание по волнам ушедшей эпохи. Первый шаг здесь — замена совершенного вида несовершенным. Из ушедшей эпоха становится "уходящей" и фигуры её оживают на глазах...
Временна́я перспектива по-своему выявляет сильные и слабые стороны всякого критика — что напрямую зависит от судьбы тех авторов, которых он, руководствуясь своим вкусом, выделял из общего потока современности, на произведения которых откликался, на чьих именах настаивал. Редко кто без потерь выходит из этого единоборства минутной стрелки с часовой. В. Огнев — из тех, кого "не подвело" время — или, точнее, кто сам его не подвёл.
Благодаря упорству Огнева при жизни Бориса Пастернака, в 1954 году, были опубликованы стихи из романа. Огнева по-разному благодарили "за второе рождение своё в литературе" Сельвинский и Шкловский, о которых, после бесконечных проработок за конструктивизм, формализм, космополитизм и многолетнего замалчивания, неожиданно заговорил умный, чуткий и доброжелательный читатель, раз и навсегда прорвав вакуум, в который их забросила эпоха. Не удивительно, что впоследствии Огнев стал младшим другом и единомышленником для них обоих. А многие ли знают, что первую и лучшую прижизненную книгу Бориса Слуцкого "Память" составлял не автор, но его друг Владимир Огнев?
Оттепель дала сбой на лучшем из своих критиков: тираж первой книги В. Огнева был полностью УНИЧТОЖЕН. Уже в начале 1960-х Огневу всё же удастся выпустить книгу "Поэзия и современность". В этом издании сохранились убийственные пассажи о тогдашних чиновниках от литературы, но главное — свежие отклики на новые книги названных выше поэтов, отклики, далеко перерастающие как жанр рецензии, так и время их написания. Спустя годы, подготавливая двухтомник избранных работ "Горизонты поэзии" (1982), Огнев без изменений перепечатал в нём те давние свои отзывы, как "свидетельства времени". И сегодня, спустя ещё сорок лет, можно сказать, что под критическим пером В. Огнева время всякий раз наилучшим образом свидетельствовало о лучшем в себе.
В этой группе будут публиковаться отрывки из статей, эссе, исследований, прозы и мемуаров Владимира Огнева — о стихах и поэтах, о литературной эпохе 1950-70-х, о поэзии начала и конца прошлого века. Здесь также найдут место стихи ценимых В. Огневым поэтов — выдающихся художников XX столетия.